Публикации

На этой странице мы публикуем для вас полезные материалы из областей аудита, бухалтерского учета, консалтинга и налоогобложения.

Проверь себя и контрагента! Чего от компаний хотят банки.

Проверь себя и контрагента! Чего от компаний хотят банки.

Банки уже не первый год вовлечены в процесс выявления признаков «однодневности» фирм и многие компании уже успели прочувствовать это на себе.

Кредитные организации обязаны выявлять налоговые схемы, обналичку, блокировать счета, отключать «Клиент-банк», расторгать договоры с клиентами, которые попали в ранг «подозрительных» и незамедлительно сообщать о данных клиентах в ЦБР или Росфинмониторинг. Все подозрительные признаки и действия клиентов, которые должны отслеживать банки, подробно описаны в Методических рекомендациях Центробанка №18-МР от 21.07.2017 г., № 19-МР от 21.07.2017 г.:

  • суммы налогов и других платежей в бюджет меньше 0,9% от дебетового оборота по счету;
  • зарплата, НДФЛ и взносы не перечисляются со счета компании;
  • зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума;
  • нет остатка средств на счете или минимальный остаток по сравнению с объемами обычных операций;
  • платежи со счета не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности клиента;
  • отсутствие связи между основаниями зачисления денег на счет и их последующего списания;
  • резкий скачок оборотов по счету;
  • нет платежей, обычных для бизнеса (аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и др.);
  • средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

В 2014 году Банк России принял изменения в Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», в соответствии с которыми во всех банках вводится служба внутреннего контроля, которая по существу выполняет функции комплаенс-контроля (управления комплаенс-рисками или в терминологии 242-П — регуляторными рисками). Обязанности комплаенс-функции заключаются в содействии исполнительным органам в эффективном управлении комплаенс-рисками.

В июне 2013 года внесены поправки в Закон РФ № 115-ФЗ от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ или антиотмывочный закон).

До внесения поправок в Закон № 115-ФЗ банки запрашивали информацию только о самих клиентах и их выгодоприобретателях.

По новым правилам они обязаны еще и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов (абз. 14 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). В связи с этим на клиентов банка возложена обязанность предоставить по запросу банка информацию о своих бенефициарах (п. 14 ст. 7 Закона № 115-Ф). Включение в национальное законодательство этого положения связано с рекомендациями, которые подготовлены международной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и настоятельно рекомендованы для государств, входящих в ООН, в том числе и для России. Об этом указано в резолюции Совета Безопасности ООН № 1617 (2005).

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (абз. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Руководствуясь Законом №115-ФЗ, а также Положением Банка России № 499-П от 15.10.15 «Об идентификации клиентов…» кредитные организации обязаны идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными.

Обязательному контролю подлежат следующие операции:

  • операции с денежными средствами или иным движимым имуществом, совершаемые на сумму свыше 600 тыс.руб. либо эквивалент в иностранной валюте,
  • сделка с недвижимым имуществом, стоимость которого превышает 3 млн. руб. либо эквивалент в иностранной валюте,
  • по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, совершаемая на сумму, превышающую 100 тыс. руб. либо эквивалент в иностранной валюте,
  • операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является: организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; юридическое лицо прямо или косвенно   собственности или под контролем таких организаций или лица; физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Операции, вызывающие подозрения — это операции, в отношении которых у работников кредитной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, выполняющих функции комплаенс-контроля, возникают подозрения, что данные операции совершены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, независимо от того, относятся ил не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Основными признаками таких операций являются (согласно «Справочника кодов видов необычных операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг»):

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели,
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленной учредительными документами этой организации,
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля,
  • иные обстоятельства, дающие основание полагать, что сделка осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.

Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов и, ссылаясь на его же нормы, банки в праве затребовать от своих клиентов:

  • сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчётность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента,
  • сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нём других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля имеет возможность самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента,
  • сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента.

Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.            Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции.

Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБР рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек и, даже в этом случае, банк сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

01.09.2018

Другие побликации

Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» или новый объект учета в активе баланса

Приказом Минфина РФ от 05.04.2019 г. № 54н внесены изменения в ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности», регистрация в Минюсте прошла 13.06.2019 г. № 54930.
Данные изменения касаются приведения правил раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности в соответствие с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

15.07.2019
Подробнее

И снова «антиотмывочный» закон: Финмониторинг у нотариуса

Федеральная нотариальная палата выпустила Информационное сообщение № 2192/01-01-40/4546 от 04.03.2019 г., в котором указала на признаки возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов.

09.07.2019
Подробнее

И снова «антиотмывочный» закон: Методические рекомендации от ЦБ

ЦБ разработал методические указания, в которых даны указания, что делать при блокировке счета по Федеральному закону № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

08.07.2019
Подробнее

Свяжитесь с нами

Создание сайтов Bestlab Создание сайтов в Иваново Bestlab Иваново Создание сайтов в Костроме Bestlab Кострома